Распоряжение
Правительства РФ от 2 сентября 2003 г. N 1265-р
Одобрить прилагаемую Концепцию развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года.
Председатель
Правительства Российской Федерации М.КасьяновМосква 2 сентября 2003 г. N 1265-р
Содержание.
1.
Современное состояние рыбного хозяйства Российской Федерации и его роль в
экономике государства 2. Основные
проблемы рыбного хозяйства Российской Федерации на соврменном этапе
3. Цель и
задачи развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года
4. Направления
и этапы реализации Концепции
Первый этап
(2003-2005 годы)
Второй этап
(2006-2010 годы)
Третий этап
(2011-2020 годы)
5. Механизмы
реализации Концепции и основные меры по совершенствованию использования водных
биологических ресурсов
6. Правовое
обеспечение реализации Концепции
Введение
Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации
на период до 2020 года (далее именуется - Концепция) определяет основные
направления формирования единой государственной политики в области развития
отрасли на долгосрочный период. В Концепции сформулированы цели, задачи,
направления и способы обеспечения интересов России в сфере эффективного
использования водных биологических ресурсов.
1. Современное состояние
рыбного хозяйства Российской Федерации и его роль в экономике
государства
Рыбное хозяйство в Российской Федерации является
комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности -
от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной
продукцией в стране и за рубежом.
Со многими государствами заключены
межправительственные соглашения об организации использования водных
биологических ресурсов в их исключительных экономических зонах, в районах
действия международных конвенций по рыболовству и в исключительной экономической
зоне Российской Федерации.
В рыбохозяйственном комплексе работают более
4 тыс. предприятий различных форм собственности.
В экономике страны
рыбное хозяйство играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и
технической продукции (рыбной муки и жира, кормовой рыбы для пушного
звероводства, агар-агара, различных биологически активных веществ и др.). В
общем балансе потребления животных белков доля рыбных белков составляет около 10
процентов, а в мясорыбном балансе - около 25 процентов.
Предприятия
рыбного хозяйства являются градообразующими во многих приморских регионах
страны, обеспечивают занятость населения. Особое значение это имеет для районов
Дальнего Востока и Крайнего Севера, где рыбный промысел является основным
источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных
малочисленных народов.
Сырьевая база рыбного хозяйства имеет ряд
особенностей, связанных с сезонностью промысла, подвижностью водных
биологических ресурсов, трудностью прогнозирования запасов водных биологических
ресурсов, определения рациональной доли их изъятия без ущерба для
воспроизводства. Изучение, добыча, сохранение и воспроизводство водных
биологических ресурсов обеспечиваются специализированным научным,
рыбопромысловым, рыбоохранным и вспомогательным флотами и объектами по
воспроизводству рыбных запасов.
С 1991 года по 2002 год общий объем
вылова (добычи) водных биологических ресурсов снизился с 6,93 млн. тонн до 3,29
млн. тонн (на 52,5 процента). Объем вылова (добычи) сократился в исключительных
экономических зонах иностранных государств на 58,5 процента и в открытых районах
Мирового океана на 67 процентов. Существенно уменьшились запасы водных
биологических ресурсов, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке
(минтай, треска, отдельные виды ракообразных, осетровые виды рыб и
др.).
Это было вызвано как экономическими причинами внутри страны, так и
ужесточением регламентации промысла в исключительных экономических зонах
иностранных государств и в районах действия международных конвенций по
рыболовству.
В результате значительная часть отечественного
рыбопромыслового флота была передислоцирована в исключительную экономическую
зону Российской Федерации. Добывающие мощности этого флота превзошли объемы
запасов основных промысловых объектов. В 2002 году в рыбохозяйственном комплексе
насчитывалось около 2500 единиц добывающего, 46 единиц обрабатывающего, 366
единиц транспортного рефрижераторного и более 700 единиц вспомогательного флота.
Кроме того, во внутренних водоемах работало более 5500 мелких судов различных
типов.
В то же время запасы многих видов водных биологических ресурсов
не осваиваются в полном объеме (сельдь, сайра, кальмары и др.). В водных
экосистемах происходит замещение наиболее ценных видов ресурсов малоценными или
видами, не имеющими промыслового значения.
С 1991 года по 2002 год уловы
водных биологических ресурсов во внутренних водоемах страны уменьшились почти в
2 раза. При этом общий объем допустимых уловов осваивается только наполовину,
производственный потенциал пресноводной аквакультуры используется не более чем
на 40 процентов, на первоначальной стадии развития находится
марикультура.
Сокращение уловов водных биологических ресурсов обусловило
уменьшение производства пищевой рыбной продукции до 2,8 млн. тонн. Значительно
снизилось производство непищевой рыбной продукции, в том числе рыбной муки и
кормов.
Экспорт рыбных товаров в последние годы составляет 1,1 млн.
тонн. Более 90 процентов его приходится на рыбную продукцию низкой степени
переработки.
Импорт рыбной продукции в 2002 году увеличился по сравнению
с 1991 годом в 2,8 раза и составил 610 тыс. тонн.
Снизилось
отечественное производство рыбной продукции, на российском рынке она замещается
импортными аналогами.
Потребление рыбной продукции в расчете на душу
населения сократилось в 1,6 раза и составило 10 килограммов в год. Эта продукция
стала менее доступной для широких слоев населения из-за продолжающегося роста
цен и низкого уровня платежеспособного спроса.
Отсутствие благоприятных
условий обслуживания рыбопромысловых судов в отечественных портах привело к
переориентации российских судовладельцев на импорт услуг в иностранных портах,
снизило загрузку отечественных рыбопромышленных предприятий.
Ухудшилось
положение с транспортировкой готовой рыбной продукции из мест ее массового
производства, в первую очередь с Дальнего Востока, в такой основной район
потребления, как европейская часть России. Причинами этого являются отмена льгот
по тарифам на железнодорожные перевозки, продолжающееся удорожание транспортных
расходов и тарифов на обслуживание.
Значительно замедлились темпы
обновления основных фондов рыбохозяйственного комплекса. Уровень технологической
и технической оснащенности предприятий рыбного хозяйства существенно снизился.
Физический износ основных производственных фондов составляет в среднем более 50
процентов. Истекли нормативные сроки эксплуатации свыше 60 процентов
рыбопромысловых судов, 65 процентов добывающих судов. За последние годы
приобретено большое количество единиц старого флота зарубежной постройки в связи
с его низкой стоимостью по сравнению с новыми судами. Крайне
неудовлетворительным является состояние вспомогательного флота, в том числе
аварийно-спасательных судов.
Капитальные вложения в 2000 году в целом по
рыбохозяйственному комплексу составили около 30 процентов по сравнению с 1990
годом.
Ухудшилась ситуация с занятостью населения в субъектах Российской
Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, особенно в районах
Европейского Севера и Дальнего Востока.
За последние 10 лет численность
работающих в рыбном хозяйстве сократилась на 33 процента и составляет около 370
тыс. человек.
Система охраны водных биологических ресурсов и среды их
обитания требует совершенствования.
Существенно возросли масштабы
незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной
продукции за рубеж. Это негативно сказывается на состоянии рыболовства, и в
первую очередь на запасах ценных видов водных биологических ресурсов.
За
последние 10 лет не удалось создать нормативную правовую базу, необходимую для
эффективного функционирования рыбного хозяйства, обеспечить координацию
деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления
водными биологическими ресурсами.
2. Основные проблемы рыбного
хозяйства Российской Федерации на современном этапе.
Анализ современного состояния рыбного хозяйства страны
позволяет определить следующие основные проблемы, препятствующие его
эффективному развитию:
отсутствие комплексного подхода к
государственному управлению развитием рыбного хозяйства в Российской
Федерации;
отсутствие необходимой нормативной правовой базы, а также
механизмов устойчивого и долгосрочного управления водными биологическими
ресурсами, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие рыбного
хозяйства, в том числе прозрачность распределения этих ресурсов;
рост
масштабов незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального
вывоза рыбной продукции за рубеж;
резкое снижение запасов водных
биологических ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической
зоны Российской Федерации, в особенности ценных видов этих
ресурсов;
обострение конкуренции в мировом рыболовстве и общее ухудшение
условий ведения промысла российскими рыбаками за пределами исключительной
экономической зоны Российской Федерации;
существенное несоответствие
запасов отдельных видов водных биологических ресурсов мощностям рыбопромыслового
флота, предназначенным для их вылова (добычи);
высокий уровень
физического износа и прогрессирующее моральное старение основных
средств;
структурные диспропорции и кризис в рыбохозяйственном
комплексе, его дезинтеграция;
сырьевая направленность экспорта рыбной
продукции;
слабое развитие финансово-кредитных отношений, отсутствие
развитого рынка рыбной продукции и эффективной рыночной
инфраструктуры.
Исходя из основных проблем отрасли, в Концепции
определяются цель развития рыбного хозяйства в Российской Федерации, а также
задачи по выводу его из кризисного состояния и обеспечению эффективного
развития.
3. Цель и задачи развития
рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года.
Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации
является достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на
основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных
биологических ресурсов, развития аква- и марикультуры, обеспечивающего
удовлетворение внутреннего спроса на рыбную продукцию, продовольственную
независимость страны, социально-экономическое развитие регионов, экономика
которых зависит от прибрежного рыбного промысла. При этом должны быть созданы
условия для повышения эффективности экспорта рыбной продукции и ее
конкурентоспособности и оптимизации структуры управления рыбохозяйственным
комплексом.
Достижение этой цели требует формирования комплексного
подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства в Российской
Федерации, создания эффективной системы управления и предусматривает решение
следующих задач:
разработка нормативной правовой базы в области рыбного
хозяйства, соответствующей задачам его эффективного
развития;
формирование и реализация механизма долгосрочного и
эффективного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающего
прозрачность системы их распределения;
сохранение и рациональное
использование водных биологических ресурсов, уменьшение промысловой нагрузки на
эти ресурсы, в том числе путем стимулирования передислокации рыбопромыслового
флота из исключительной экономической зоны Российской Федерации в исключительные
экономические зоны других государств, в районы действия международных конвенций
по рыболовству и в открытые районы Мирового океана;
обеспечение
соответствия добывающих мощностей рыбопромыслового флота объемам запасов водных
биологических ресурсов;
расширение проведения научных исследований и
разработок в области рыбного хозяйства, совершенствование методов определения
общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, развитие
научно-технического потенциала и системы образовательных учреждений
рыбохозяйственного комплекса;
совершенствование системы охраны водных
биологических ресурсов и среды их обитания, обеспечение действенного
государственного контроля за использованием и охраной водных биологических
ресурсов в целях предотвращения и пресечения браконьерства и нарушений
установленных правил рыболовства, а также нелегального вывоза рыбной продукции
за рубеж;
четкое разграничение между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации полномочий в области использования водных биологических
ресурсов; разграничение полномочий между федеральными органами
исполнительной власти, обеспечивающими охрану водных биологических
ресурсов;
развитие искусственного воспроизводства водных биологических
ресурсов, формирование генофондовых коллекций и маточных стад ценных видов этих
ресурсов;
разработка комплексных мер по развитию аква- и
марикультуры;
приоритетное развитие рыболовства в пределах внутренних
морских вод и территориального моря Российской Федерации (далее именуется -
прибрежное рыболовство);
развитие береговой инфраструктуры
рыбопромышленного комплекса;
разработка мер государственной поддержки
отечественного судостроения и технического перевооружения рыбопромыслового
флота;
создание условий для формирования развитого внутреннего рынка
рыбной продукции, его эффективной функциональной
инфраструктуры;
развитие системы информационного обеспечения рыбного
хозяйства;
разработка государственной социальной стратегии в области
рыбохозяйственного комплекса, обеспечивающей оптимальную занятость и доходы
населения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к
морскому побережью.
4. Направления и этапы
реализации Концепции.
Первый этап (2003-2005 годы)
Второй этап (2006-2010 годы)
Третий этап (2011-2020 годы)
Основными направлениями реализации Концепции
являются:
совершенствование управления водными биологическими
ресурсами;
регулирование промысловой деятельности и создание условий для
поставок рыбной продукции на территорию Российской
Федерации;
организация и развитие прибрежного рыболовства, аква- и
марикультуры;
создание условий для работы российского рыбопромыслового
флота в исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах
действия международных конвенций по рыболовству и в открытых районах Мирового
океана;
совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и
их сохранение;
совершенствование проведения отраслевых научных
исследований и системы образования.
Первый этап (2003-2005
годы).
На этом этапе будут решаться в основном первоочередные
задачи по созданию нормативной правовой базы, охватывающей все аспекты
рыбохозяйственной деятельности и структурных преобразований, осуществляемых в
период подготовки и проведения административной реформы.
Будет
разработан механизм государственного регулирования хозяйственной деятельности,
связанной с использованием водных биологических ресурсов. Имеются в виду
организация прибрежного рыболовства, разработка правил распределения
промышленных квот на вылов (добычу) указанных ресурсов на континентальном шельфе
и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, определение объемов
квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских
целях. Предусматривается разработка документации о конкурсах по распределению
квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделяемых в соответствии
с межправительственными соглашениями по рыболовству, предложений по отбору
пользователей для работы в исключительных экономических зонах иностранных
государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству, принятие
мер по совершенствованию деятельности и взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих охрану этих ресурсов.
Основными
направлениями деятельности на данном этапе являются:
разработка
нормативной правовой базы, регулирующей государственное управление в области
рыбохозяйственного комплекса;
проведение инвентаризации объектов
рыбохозяйственного комплекса;
создание эффективной и прозрачной системы
распределения водных биологических ресурсов на долгосрочной
основе;
введение в полном объеме платы за пользование водными
биологическими ресурсами в соответствии с налоговым законодательством Российской
Федерации;
создание условий для стимулирования продажи рыбных товаров на
территории Российской Федерации, захода российских рыбопромысловых судов в
отечественные порты для выгрузки рыбной продукции на береговые перерабатывающие
предприятия;
содействие формированию рыночных механизмов и развитию
конкуренции на внутреннем рынке рыбной продукции;
совершенствование
системы охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, разработка мер
по усилению ответственности за организацию браконьерского лова и незаконного
предпринимательства в сфере рыбного промысла;
создание условий для
возрождения экспедиционного промысла в открытой части Мирового океана и
разработка системы его научного сопровождения;
создание условий для
разработки и реализации высокоэффективных проектов строительства в Российской
Федерации рыбопромысловых судов;
разработка и осуществление мер по
улучшению экологической и эпизоотической обстановки на рыбохозяйственных
водоемах и в товарных рыбоводных хозяйствах;
разработка системы мер по
стимулированию развития аква- и марикультуры на индустриальной основе,
оптимизация территориального размещения и видовой специализации племенных
рыбоводных хозяйств;
реорганизация подведомственных Государственному
комитету Российской Федерации по рыболовству организаций в рамках проводимой
административной реформы;
разработка мер по восстановлению и обновлению
аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота;
создание
условий для ускоренного развития прибрежного рыболовства;
разработка и
введение защитных мер в отношении отечественной рыбной продукции на внутреннем и
внешнем рынках в условиях подготовки к вступлению Российской Федерации во
Всемирную торговую организацию.
Завершение первого этапа предполагает
создание условий для выхода рыбохозяйственного комплекса из кризиса, перехода к
рыночным механизмам управления отраслью, формирование соответствующей рыночной
инфраструктуры, создание эффективной системы распределения водных биологических
ресурсов.
Второй этап (2006-2010
годы).
В этот период предполагается создать условия для
стабилизации развития рыбного хозяйства на основе достижений научно-технического
прогресса, включая развитие высокотехнологичных производств. Предусматриваются
увеличение океанических уловов водных биологических ресурсов и рост объемов
продукции, выпускаемой аква- и марихозяйствами, повышение инвестиционной
привлекательности предприятий отрасли. Предполагается, что развитие рыночной
инфраструктуры отрасли будет стимулировать инвестиционную активность
отечественных и иностранных товаропроизводителей.
Особая роль отводится
развитию международного сотрудничества на взаимовыгодной основе, что обеспечит
работу российских рыбаков в исключительных экономических зонах иностранных
государств и будет способствовать расширению участия России в международных
организациях по рыболовству.
В целом на этапе рыночной стабилизации
будут определены приоритеты политики государства в области добычи и переработки
водных биологических ресурсов. Будут развиваться транснациональные
интеграционные отношения в области рыбного хозяйства как с государствами -
членами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья.
Основными
направлениями деятельности на данном этапе являются:
расширение
сотрудничества с иностранными государствами в области рыболовства и рыбоводства
на взаимовыгодной основе;
активизация участия Российской Федерации в
работе международных организаций по рыболовству с дальнейшим развитием процессов
международной кооперации;
совершенствование мер государственной
поддержки строительства на отечественных судоверфях современных рыбопромысловых
судов, а также механизмов кредитования рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих
предприятий с учетом специфических особенностей рыбохозяйственного
комплекса;
достижение равновесия между объемами запасов водных
биологических ресурсов и добывающими мощностями рыбопромыслового
флота;
расширение деятельности отечественного рыбопромыслового флота в
исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах действия
международных конвенций по рыболовству и в открытых районах Мирового
океана;
увеличение объемов товарного выращивания водных биологических
ресурсов путем развития различных форм их культивирования;
развитие
биржевой, опционной и фьючерсной торговли рыбной продукцией;
дальнейшее
развитие производственной инфраструктуры рыбного хозяйства (порты, судостроение,
судоремонт, сетеснастное, тарное производства и др.);
реализация мер по
комплексной подготовке и переподготовке специалистов в целях обеспечения нужд
рыбного хозяйства.
На втором этапе будут созданы условия для устойчивого
расширенного воспроизводства в рыбохозяйственном комплексе на базе внутренних
накоплений и привлечения заемных средств. Это послужит основой существенного
увеличения поставок рыбной продукции на внутренний рынок страны, расширения ее
ассортимента, повышения качества и конкурентоспособности.
Третий этап (2011-2020
годы).
На третьем этапе будет завершено создание условий для
устойчивого развития рыбного хозяйства Российской Федерации. Охрана,
регулирование использования и воспроизводства, мониторинг запасов водных
биологических ресурсов в целях определения общего допустимого улова этих
ресурсов, система кадрового обеспечения рыбохозяйственного комплекса сохранятся
в сфере ответственности государства. Развитие аква- и марикультуры, освоение
новых объектов и районов промысла, вопросы модернизации флота и разработки новых
технологий будут осуществляться на основе рыночных механизмов.
Меры по
развитию рыбного хозяйства позволят решить проблему занятости, обеспечить
сохранение и создание новых рабочих мест в отдаленных приморских регионах,
создать в этих регионах условия для устойчивого социально-экономического
развития.
Продолжится работа по совершенствованию системы подготовки и
переподготовки кадров в соответствии с российскими и международными требованиями
к качеству образования и потребностями рыбохозяйственного комплекса в
квалифицированных специалистах.
Наращивание вылова водных биологических
ресурсов и выпуска рыбной продукции, сбалансированная структура ее экспорта, а
также стабильное налоговое и гражданское законодательство создадут объективные
предпосылки для укрепления финансового положения рыбохозяйственных организаций.
При условии дальнейшей стабилизации финансово-кредитной системы в стране
ожидается увеличение доли долгосрочных кредитов, используемых для обновления
флота. Будет расширяться использование средств страховых институтов,
активизироваться процесс эмиссии акций, будут развиваться другие формы
привлечения средств в рыбохозяйственный комплекс.
При осуществлении
искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов будут широко
использоваться научно-технические достижения, передовой отечественный и мировой
опыт.
Механизм устойчивого долгосрочного управления водными
биологическими ресурсами, в том числе механизм их распределения между
пользователями, позволит ликвидировать несоответствие добывающих мощностей
рыбопромыслового флота запасам водных биологических ресурсов в исключительной
экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Расширение
исследования водных биологических ресурсов позволит включить в промысловый
оборот малоизученные и недоиспользуемые их виды, освоить новые промысловые
районы в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за ее
пределами.
Прибрежное рыболовство обеспечит расширение сырьевой базы за
счет недоиспользуемых видов водных биологических ресурсов и станет одной из
важнейших составляющих экономики прибрежных регионов Российской
Федерации.
В результате использования морских прибрежных зон для
культивирования водных биологических ресурсов и организации любительского и
спортивного рыболовства будут обеспечены условия для развития в отрасли малого
предпринимательства.
Будут развиваться рыболовство и рыбоводство во
внутренних водоемах России. Существенно возрастет доля высокопродуктивных видов
рыб, выращиваемых в рыбоводных хозяйствах.
Политика в области
научно-технического прогресса будет направлена на повышение эффективности добычи
и переработки водных биологических ресурсов за счет внедрения новой техники и
технологии, глубокой и комплексной переработки сырья, совершенствования методов
хранения и транспортировки рыбной продукции.
Будут созданы условия,
обеспечивающие рост производства и поставок кормовой, а также технической рыбной
продукции.
5. Механизмы реализации
Концепции и основные меры по совершенствованию использования водных
биологических ресурсов.
Реализация Концепции
предполагает:
государственное регулирование и контроль в сфере
управления водными биологическими ресурсами;
разработку и реализацию
мероприятий, направленных на решение основных задач, сформулированных в
Концепции;
координацию на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях действий, направленных на обеспечение устойчивого развития рыбного
хозяйства Российской Федерации;
систематизацию анализа и оценки
информации о текущем состоянии отрасли.
Намеченные пути развития рыбного
хозяйства Российской Федерации в долгосрочной перспективе создадут условия для
роста промышленного производства, формирования цивилизованной конкурентной
рыночной среды и повышения роли России как ведущей морской рыбопромышленной
державы.
Использование водных биологических ресурсов предусматривается
осуществлять для следующих целей:
обеспечение собственных потребностей
(личного потребления) коренных малочисленных народов и этнических общностей
Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и
экономика которых традиционно основываются на промысле водных биологических
ресурсов;
научные исследования;
рыбоводство;
прибрежное
рыболовство в промышленных целях;
рыболовство во внутренних водоемах, на
континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской
Федерации в промышленных целях;
выполнение международных договоров
Российской Федерации в области рыболовства и рыбного
хозяйства;
любительское и спортивное рыболовство.
Объемы квот на
вылов (добычу) водных биологических ресурсов для использования в
научно-исследовательских целях предполагается уменьшить на величину квот,
выделяемых для проведения в районах традиционного промысла контрольного лова
отдельных видов водных биологических ресурсов, пользующихся повышенным спросом
на мировом рынке. Контрольный лов в этих районах должен осуществляться с
участием специализированных научных организаций в пределах установленных
промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.
Квоты
на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и
рыбоводных целях должны использоваться для проведения ресурсных исследований и
контрольного лова в районах, запрещенных для промышленного рыболовства, тех
видов ресурсов, которые не осваиваются либо промышленный промысел которых
запрещен, для изучения анадромных видов рыб в морской период их жизни, для целей
воспроизводства. Эти квоты должны осваиваться специализированными
научно-исследовательскими и рыбоводными организациями.
Прибрежное
рыболовство предполагается осуществлять маломерными рыбопромысловыми судами,
стационарными и береговыми орудиями лова. Выловленная (добытая) при этом рыбная
продукция должна поставляться на территорию Российской
Федерации.
Организация прибрежного рыболовства предусматривает
предоставление пользователям на долгосрочной и конкурсной основах
рыбопромысловых участков в пределах внутренних морских вод и территориального
моря Российской Федерации. Предполагается устанавливать предельно допустимые
объемы вылова водных биологических ресурсов по участкам и видам ресурсов в
процентном отношении от объемов их общего допустимого улова с учетом специфики
прибрежных регионов.
В кратчайшие сроки должна быть организована работа
по проведению инвентаризации и паспортизации рыбопромысловых участков,
находящихся в пользовании рыбопромысловых предприятий.
При невозможности
или нецелесообразности организации прибрежного рыболовства на основе
предоставления рыбопромысловых участков распределение квот на вылов (добычу)
водных биологических ресурсов между пользователями предполагается организовать
на долгосрочной и конкурсной основах.
Распределение квот на вылов
(добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства
предусматривается осуществлять совместно с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому
побережью, и с привлечением общественных объединений
рыбаков.
Организация прибрежного рыболовства будет стимулировать
развитие береговой и портовой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса,
социальной сферы населенных пунктов приморских регионов, создание дополнительных
рабочих мест, увеличение поступлений в бюджеты всех
уровней.
Использование различных форм культивирования водных
биологических ресурсов в целях развития прибрежного рыболовства также должно
способствовать увеличению объемов производства рыбной продукции.
При
организации вылова (добычи) водных биологических ресурсов на континентальном
шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в
Азовском и Каспийском морях предусматривается предоставление права пользования
водными биологическими ресурсами на долгосрочной и долевой основах. Доли
пользователей предполагается устанавливать в процентном отношении от ежегодных
объемов общего допустимого улова отдельных видов водных биологических ресурсов
исходя из выделенных пользователям в последние годы объемов квот на вылов
(добычу) этих ресурсов.
Предусматривается возможность последующей
реализации указанных долей на рыночной основе, а также их залога для получения
ссуд в кредитных организациях.
Учитывая несоответствие добывающих
мощностей рыбопромыслового флота объемам запасов водных биологических ресурсов,
предполагается количество находящихся на рыбном промысле судов различных типов
ограничить уровнем, обеспечивающим полное освоение общего допустимого улова
отдельных видов водных биологических ресурсов.
При распределении квот на
вылов (добычу) недоиспользуемых, перспективных и вновь разрешаемых к
использованию видов водных биологических ресурсов, а также квот на вылов
(добычу) водных биологических ресурсов во вновь осваиваемых районах будет
использоваться конкурсный порядок их выделения пользователям.
Квоты на
вылов (добычу) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне
Российской Федерации для иностранных государств должны выделяться в соответствии
с межправительственными соглашениями в области рыболовства.
Необходимо
создать организационные и правовые предпосылки для стимулирования работы
российского промыслового флота в исключительных экономических зонах иностранных
государств, в районах действия международных конвенций по рыболовству и в
открытых районах Мирового океана.
Плата за квоты на вылов (добычу)
водных биологических ресурсов, выделяемые Российской Федерации в исключительных
экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных
конвенций по рыболовству, должна взиматься в соответствии с нормами
международного права и условиями международных договоров Российской Федерации.
Распределение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в указанных
зонах и районах между российскими пользователями предполагается осуществлять на
конкурсной основе.
В целях совершенствования системы охраны водных
биологических ресурсов следует расширить и укрепить взаимодействие федеральных
органов исполнительной власти в сфере контроля за использованием водных
биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на
континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской
Федерации.
Предусматривается активизация переговорного процесса по
заключению с иностранными государствами соглашений о взаимном обмене информацией
о выгрузках рыбной продукции в портах и о других мерах противодействия
незаконному вывозу этой продукции.
Должны быть внесены в
законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие усиление
ответственности за нарушение правил рыболовства, а также использование данных
системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за
деятельностью рыбопромысловых судов в качестве доказательств при рассмотрении
соответствующих правонарушений.
Совершенствование системы отраслевого
образования и научного обеспечения будет направлено на оптимизацию структуры
образовательных и научных организаций, сокращение их количества и формирование
соответствующих центров на основных рыбопромысловых бассейнах. Следует усилить
взаимодействие образовательных и научно-исследовательских организаций,
осуществляющих научные разработки в области рыбного
хозяйства.
Деятельность специализированных научно-исследовательских
организаций предполагается сосредоточить на проведении ресурсных исследований и
государственного мониторинга водных биологических ресурсов. Эти организации
будут освобождены от несвойственных им функций.
Необходимо
совершенствование системы управления деятельностью морских рыбных портов в целях
обеспечения их конкурентоспособности по отношению к зарубежным портам,
увеличения объема услуг, предоставляемых судам рыбопромыслового флота, а также
поставок рыбной продукции на территорию Российской Федерации.
Развитие
производственной инфраструктуры рыбных портов, обновление аварийно-спасательного
и другого вспомогательного флота должны осуществляться в соответствии с морской
доктриной Российской Федерации на период до 2020 года и федеральной целевой
программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
Необходимо разработать меры по восстановлению и обновлению
аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота, связанного с
обслуживанием рыбопромысловых судов.
Должны осуществляться оптимизация
использования имущества морских рыбных портов с учетом совершенствования
технологического процесса в рыбопромышленном комплексе и паспортизация этого
имущества.
6. Правовое обеспечение реализации
Концепции.
Реализация Концепции предполагает разработку целостной
нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование рыбохозяйственного
комплекса на основе обеспечения последовательности и преемственности развития, а
также унификации законодательства в сфере изучения, сохранения, воспроизводства
и использования водных биологических ресурсов.
В этих целях потребуются
разработка и принятие ряда нормативных правовых актов, и в первую очередь закона
о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, регулирующего
многоплановые проблемы в сфере изучения, сохранения, воспроизводства и
использования этих ресурсов. На законодательном уровне должны быть закреплены
нормы, касающиеся квотирования и лицензирования в области рыболовства,
установлены основные права и обязанности пользователей этих ресурсов, а также
полномочия органов государственной власти.
С принятием закона станет
возможным единообразное понимание и применение правовых норм в сфере изучения,
сохранения, воспроизводства и использования водных биологических
ресурсов.
Необходимо законодательно закрепить систему мер, стимулирующих
промышленное выращивание ценных видов водных биологических
ресурсов.
Потребуется внесение изменений и дополнений в законодательство
Российской Федерации в части усиления мер ответственности за правонарушения в
области использования водных биологических ресурсов, а также охраны и
государственного контроля за использованием этих ресурсов.
Необходимо в
первоочередном порядке разработать и принять нормативные правовые акты по
вопросам:
усиления государственного контроля за деятельностью
юридических и физических лиц при осуществлении вылова рыб осетровых и лососевых
видов, хранения, оборота и экспорта производимой из них продукции, включая
икру;
распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов
на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской
Федерации;
организации прибрежного рыболовства в Российской
Федерации;
распределения выделяемых Российской Федерации квот на вылов
(добычу) водных биологических ресурсов в исключительных экономических зонах
иностранных государств и в районах действия международных конвенций по
рыболовству;
вывоза продукции, произведенной из водных биологических
ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской
Федерации, за их пределы; государственной регламентации и экспертизы проектов
судов рыбопромыслового флота.
Представление правовой информации - ООО "НПП
"Гарант-Сервис", 2005